ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МУЖА ПЕРЕД ЖЕНОЙ
Всевышний в Коране говорит (смысл): «…И для них (т. е. женщин по отношению к мужьям) имеются такие же права и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Поистине, Аллах – Великий и Мудрый» (сура «Аль-Бакара», аят 228).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Прошу вас, обходитесь с женщинами хорошо!».
Передают также, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своим жёнам, а лучше всех из вас к своим жёнам отношусь я» (ат-Тирмизи).
В действительности, в Исламе заложена забота о женщине, охрана её прав, гарантия её чести и уважение к ней.
Права жены условно можно подразделить на две категории: имущественные и личные.
Личные права, в двух словах, означают создание мужем для жены гармоничного семейного микроклимата. Под имущественными правами следует понимать то, что на муже лежат обязанности полного материального обеспечения (нафака) жены, включающие в себя траты на одежду, жильё и еду, лечение, оплату прислуги при надобности и т. д.
Эти права жены желательно удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам), то это засчитывается ему как милостыня» (аль-Бухари, Муслим).
Материальная состоятельность жены не играет при этом никакой роли. Свои денежные средства она вправе тратить только на личные нужды. Невыплаченные мужем расходы не списываются, а превращаются для него в настоящие долговые обязательства - со всеми вытекающими отсюда последствиями, если жена не простит ему этого.
Муж должен изучить установления Шариата относительно месячных, послеродовых выделений жены, чтобы иметь представление о том, чего ему следует опасаться и что ему запрещено.
Также, чтобы обучить свою жену правилам, связанным с молитвой и постом, муж должен воспитывать жену в богобоязненности и внушать ей страх перед Всевышним, если она станет пренебрегать установлениями Ислама.
Если у мужа, занимающегося обучением жены, не хватит знаний, он должен обратиться с вопросами к алимам, задавая им вопросы вместо своей жены, передавая ей их ответы - в таком случае ей не следует покидать дом.
Если же муж не будет уделять внимания этим вопросам, то жене разрешается самой обращаться к алимам с вопросами, касающимися обязательных вещей, которые она должна знать по вопросамрелигии. Муж должен сопровождать её или не препятствовать ей идти самой.
Мужу следует знать, что в основном жена берёт на себя ответственность за выполнение большей части, а то и всех обязанностей по дому, хотя в Исламе такая работа не считается исключительной прерогативой жены.
В таком случае мужу следует брать пример с Пророка (мир ему и благословение) и помогать жёнам - пусть даже только от случая к случаю, особенно если в доме есть малолетние дети: один только уход за ними можно приравнять к работе на целый день.
Мужу необходимо всегда относиться к этому с должным пониманием и вниманием.
Автор Мухаммад аль-Кахиби