МУЖ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОБИЖАТЬ ЖЕНУ
«Самым красивым нравом обладает тот, кто больше всех милосерден к своей семье»
Муж не имеет права обижать женуКаждый женатый мужчина строит взаимоотношения со своей супругой по-своему. Кто не соизмеряет свои действия с шариатским законодательством, тот строит свои отношения с женой по усмотрению своего нафса, т. е. души, эго.
Некоторые гордятся тем, что пугают жену, заставляют исполнять любые свои прихоти, показывая перед ней своё «мужество» и силу. Другие, наоборот, предоставляют жене полную свободу действий, позволяя ей делать всё, что заблагорассудится. Некоторые возвеличивают способности и достоинства жены беспредельно, позволяют ей облачаться в одежду, противоречащую не только Шариату, но и традициям мусульманских народов.
А лучшие отношения в семье – те, которые соразмерны с требованиями Ислама. Путь исламской религии полностью соответствует природе человека и не допускает выход за пределы допустимого, ибо это путь, указанный Аллахом. Поэтому никогда не ошибётся человек, который соизмеряет свои действия с религией Ислам.
Перечислим некоторые пункты этики почитания мужем своей жены, которые требует от него Ислам.
1.Муж обязан хорошо относиться к жене, ему следует терпеливо переносить неудобства, которые она доставляет ему, не обращая слишком большого внимания на её обидные слова и действия, если они не переходят границы, указанные в Шариате, милосердно прощая ей эмоции.
В Коране говорится:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ النساء، 19
Смысл: «Смысл: «Вы всегда относитесь дружелюбно к жёнам во всех хороших делах» (Коран, № 4:19).
2. Если жена послушна мужу, ему не следует вступать с ней в перепалку, не следует обижать её или делать различие между жёнами, если их у него две или более; нельзя притеснять их.
В Коране говорится:
فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا لنساء، 34
Смысл: «Если они вам подчиняются, не ищите над ними пути», т. е. не ищите пути ссоры с ними и пути их наказания (Коран, № 4:34).
Любимый Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди также завещал нам: «Вы не обижайте своих жён» (Муслим). Он терпеливо переносил то, что исходило от его жён, и прощал их слабости в назидание последующим поколениям.
Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым милосердным к детям и жёнам среди людей» (Муслим).
3. Мужу не следует ограничиваться только терпимым отношением к недостаткам жён, следует время от времени шутить с ними, радовать и веселить их. Пророк (мир ему и благословение) тоже шутил со своими супругами.
Асхаб Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым весёлым со своими жёнами» (Баззар). В другом хадисе говорится: «Самой совершенной верой и самым красивым нравом обладает тот человек, который больше всех милосерден к своей семье» (рассказали аль-Бухари и Ахмад).
4. Вместе с тем не следует потакать супруге во всём, слишком её баловать, не должно быть места вседозволенности. Когда видишь, что она делает то, что не соответствует Шариату и здравому рассудку, следует выказать своё недовольство.
Её душа подобна твоей душе, нет в этом между вами никакой разницы. Душу можно сравнить с конём, который подчиняется, если его обуздать с самого начала, и трудно совладать с ним, если показал свою слабость. Всё на земле и на небесах держится на дисциплине и порядке, и всё, что выходит за границы, переходит в свою противоположность, поэтому в отношении жены следует придерживаться «золотой» середины. Нельзя её слишком распускать, ибо может испортиться её характер. Нельзя проявлять излишнюю твёрдость, ибо она почувствует себя притеснённой.
Во всём необходимо стоять на пути истины. Надо учесть, что среди женщин могут быть коварные, грубые, нервные, невоспитанные, невежественные. Чтобы защититься от их вреда, нужно использовать весь потенциал истинного шариатского воспитания. Так как женщины по своей природе слабые, их душевным слабостям нужно противопоставить милосердие и шутку, мягкое и нежное слово. Лёгкости их поведения и твёрдости их сопротивления следует противопоставить разумную политику, мудрость и твёрдость. Муж в своих действиях должен быть подобен искусному врачу, который использует лекарства в соответствии с болезнью пациента.
5. Если у мужа появляются подозрения, которые могут привести к непозволительным и опасным последствиям, ему не следует делать вид, что он ничего не замечает. Не следует быть и слишком подозрительным и ревнивым по поводу и без повода. Здесь тоже следует соблюдать умеренность. Пророк (мир ему и благословение) запретил в поздний час специально, неожиданно для жены посещать её с целью проверки (если для этого нет убедительной, веской причины.) Одним из неприличных действий современных мужчин можно считать приход домой с многочисленными друзьями, где все едят, пьют и развлекаются, а в это время жена и дочери хозяина обслуживают их, ставят им на стол еду, выпивку и т. п., и вместе с тем их одежда зачастую бывает открытой, не соответствующей требованиям Ислама. Также неприлично ходить в гости к другу со своей женой, дочерьми, тем более если у друга все вместе едят, пьют за одним столом, шутят и развлекаются под музыку, танцуют современные танцы.
По Шариату также не одобряется, чтобы жёны или дочери без особой необходимости ходили по рынкам, улицам. Не одобряется выход женщин на люди в слишком красивой, броской или открытой одежде. Этому обязан препятствовать муж. Если у жены или дочери обнаружились признаки непристойного поведения, мужчина не должен делать вид, что ничего не замечает, нельзя закрывать на это глаза, ибо таких людей проклинает Сам Аллах.
Желательно не ограничивать жену в расходах и в одежде, в то же время нельзя быть по отношению к ней слишком расточительным, всегда нужно придерживаться умеренности.
В Коране говорится:
وَلَا تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَى عُنُقِكَ وَلَا تَبْسُطْهَا كُلَّ الْبَسْطِ (الإسراء، 29)
Смысл: «Смысл: «Не будь слишком жадным и не будь слишком расточительным», т. е. не тратьте деньги без меры, слишком расточительно (Коран, № 17:29).
В хадисе говорится: ««Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи).
В другом достоверном хадисе говорится: «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).
Лучше сесть за трапезу всей семьёй, а не есть одному. Если семья кушает вместе, то ангелы читают для них хорошую молитву. Оставшуюся после трапезы еду лучше отдать беднякам – муж должен предложить жене раздать её неимущим. Если жена знает, что муж это одобрит, ей разрешается раздать остающуюся пищу беднякам и без указания мужа.
7. Запрещается содержать жену и детей на средства, полученные от продажи спиртного, от ростовщичества (риба), путём воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жёны и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили его так: «Не привозите нам ничего добытого запретным путём, мы готовы жить в бедности, ибо терпеть бедность легче, чем перенести мучения огня Ада, которые можно заслужить посредством питания запретным».
8. Мужья, позволяющие жёнам выходить из дому с неприкрытым или надушенным для привлечения внимания других телом, должны будут отвечать за это в Судный день.
В хадисе говорится: «Каждый из вас попечитель, и каждый из вас ответственен за своих подопечных» (Аль-Бухари и Муслим).
9. Муж обязан научить жену основам веры (имана), Ислама, намазам, дать понятие о поведении в менструальный период по Шариату, о запретном и дозволенном. Если он сам не знает, то следует спросить у учёных-богословов, а затем передать эти знания жене. Если муж не даёт жене необходимые знания, то она сама обязана пойти к учёному-богослову, спрашивать у него и научиться таким образом. Мужу не следует запрещать ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если он сам не идёт к нему и не учит жену.
В Коране говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ (التحريم، 6)
Смысл: «О те, которые уверовали, защитите себя и свою семью от огня Ада, топливом которому будут люди и камни» (Коран, № 67:6).
10. Тем, у кого более одной жены, необходимо соблюдать равенство между ними как в имущественном обеспечении, так и в межличностных отношениях. Если супруг проведёт одну ночь у одной жены, то следующую ночь он обязан провести у другой. Запрещается посещать одну жену, нарушая очередь по ночам, за исключением особых случаев (болезнь и т. п.). Если нет особой надобности ходить к ней без очереди, то не следует её посещать и днём. Если из-за болезни, боязни развода или ссоры одна жена уступает свою очередь посещения ночью другой, то и в этом случае муж не освобождается от наказания за грех, кроме случаев, когда она добровольно, искренне разрешает ему посетить другую жену, нарушая очерёдность. В хадисе говорится: «Если двоежёнец не соблюдает равенство между жёнами, то в Судный день он воскреснет кривобоким» (Ат-Тирмизи и др.).
11. Если супруга ведёт себя неподобающе и не подчиняется справедливым требованиям мужа, или по халатности и беспечности пропускает намазы, или отказывается от требования половой близости, мужу следует вежливо наставлять жену, опираясь в своих разъяснениях на требования Корана и хадисов, рассказать о греховности её поведения и о вознаграждении за подчинение. Если она не ответит взаимностью, то следует разделить постель, т. е. спать отдельно или же повернувшись к ней спиной. И если и тогда не поймёт, то разрешается наказывать её, но мягко. Категорически запрещается бить её по лицу или наносить ей телесные повреждения. Также не разрешается упрекать её в содеянном после того, как отношения наладились и она раскаялась.
Муж не имеет права обижать жену. Только по религиозным мотивам, ради предупреждения зла, если в этом есть целесообразность, муж имеет право ругать жену и наказывать её. Но он не имеет право ругать и обзывать её непристойными, порочными словами, переходя границы приличия и дозволенности.
В Коране говорится:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ (البقرة، 228 )
Смысл: «Есть права и обязанности у мужа перед женой, как имеются права и обязанности у жены перед мужем» (Коран, № 2:228).
Некоторые несведущие в Исламе люди думают, что позволение бить жену в Исламе означает её унижение. Они не понимают, что это может быть единственным и последним «лекарством» для тех жён, которые не слушаются наставлений и не понимают свою неправоту и после разделения ложа. Но вместе с тем не зря Пророк (мир ему и благословение) на предсмертном одре завещал не обижать женщин. Если бы действовали шариатские законы, то тем мужьям, которые обижают жён, шариатские суды вынесли бы наказание. Но если сегодня их и не накажут, то в Судный день им не избежать наказания Всевышнего Аллаха, ведь притеснение – это мрак Судного дня, и этого нельзя допускать, причём прежде всего по отношению к своим домочадцам.
Дай Аллах нам силу, чтобы воспитать семью так, чтобы Ты, о Всевышний, был доволен. Аминь!
Автор Курамухаммад-хаджи Рамазанов